Яна Малыхина (yana_malyhina) wrote,
Яна Малыхина
yana_malyhina

Поговорим о ЕГЭ ?

Уже не в первый раз встречаю активно цитируемую в рунете статью об ужасах нашего школького образования, которая заканчивается вот такими словами:

"Надо требовать от власти конкретных действий. Эти действия должны иметь внятный конструктивный характер, давать очевидный положительный эффект и, по возможности, не требовать колоссальных финансовых вложений и немедленной замены существующего механизма управления образованием. Нам сильно повезло. Сегодня есть такое ключевое звено, «взявшись за которое мы можем вытащить всю цепь». Это требование отказа от системы ЕГЭ в школе и внедряемых сегодня аналогов этой системы в вузе. Если лишить министерство рычагов ЕГЭ, все новации по разрушению образования начнут пробуксовывать и не будут эффективными.
Образовательная система России обладает мощным потенциалом самовосстановления.
Отмена ЕГЭ является необходимым первым шагом, открывающим возможности для такого самовосстановления."


Видите ли, уважаемые дамы и господа, в чем проблема? Вас почему-то призывают бороться не столько с проблемами в школьном образовании, сколько как раз с тем что эти проблемы выявило - с ЕГЭ.

Но давайте по порядку.

Соглашусь с тем, что система школьного образования фактически разрушена. Не знаю как у вас, у моей дочери нормальных учителей было где-то 25 процентов. Остальные абсолютные пофигисты-халтурщики, которым было проще рисовать оценки детям чем учить их - ведь учителей-то у нас сейчас "оценивают" по тому уровню успеваемости, который у них в школьном журнале!

И учитель оказывается в ситуации, когда он не может поставить двоечнику двойку, потому что за эту двойку влетит ему же - ему скажут, что раз в классе сплошные двойки и тройки - это он плохо учит... Может быть оно и так, но...

В сегодняшних школах надо менять все, начиная с первого класса. Одна заслуженная учительница, автор уникальной методики, как-то сказала мне, что почти повальная безграмотность нынешней молодежи - это результат смены методик, в соответствии с которыми от детей сейчас требуется чтение "на скорость" вместо вдумчивого чтения с выражением. Ну как же - у нас же все в соответствии с веяниями времени, результаты должны быть измеримы, а как иначе измерить качество чтения выпускника первого класса?

Нынешние дети не знают, что такое составление плана пересказа текста. Я никогда не лезла в школьные дела дочери, но была поражена, когда в четвертом классе услышала, что на чтении они просто читают - всего лишь читают! в четвертом классе!!

Я помню, как нам в первом классе учительница не уставала повторять: три раза прочитать, два раза пересказать! И прочитанные дома тексты мы на уроке пересказывали, а не зачитывали. Во втором классе тексты были уже серьезнее - и для пересказа надо было составлять план.

Потом нас учили писать изложения и сочинения - с теми же самыми планами. У кого дети-внуки сейчас в младших классах? Как у вас обстоят с этим дела?

Ну ладно, это я отвлеклась, мы все-таки говорим сегодня о ЕГЭ.

Итак, что такое ЕГЭ и почему его так не любят учителя? Почему учеба в 11 классе вместо обучения превращается в подготовку к ЕГЭ под истерику учителя?

Давайте по порядку:[more=читать дальше] Может быть, в первые год-два ЕГЭ и представлял собой, как пишут сегодня в инете, "дегенеративные тесты", где надо было "угадать" один из четырех ответов. Хотя, я уверяю вас, нормальная методика оценки подобных тестов такова, что не зная предмета, в действительности ты не наугадываешь и на тройку. Но сегодня этих тестов уже нет!!!

Сегодняшнее ЕГЭ по математике, например, представляет собой письменный экзамен, в котором порядка двадцати задач и примеров разного уровня сложности - от самых простых до так называемого "олимпиадного уровня". Да, там есть очень простые задачи - уровня чуть ли не второго класса - и они необходимы для того, чтобы выявить реальный уровень подготовки детей (то есть если работа на два - понять до какой степени это "два" в масштабах страны). Но, поверьте, если ученик может решить только вот эти "смешные" задачи - он получит количество баллов, которые не дотягивают и до тройки.

А те задачи, которые на пятерку - требуют не только глубокого понимания предмета, но и хороших навыков логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

Если кому-то интересно - пришлю варианты заданий и вы сами сможете понять, для болванов ли это ЕГЭ... Я, например, математик, но решаю я там далеко не все задачи.

Так все-таки, что такое ЕГЭ и каковы, на мой взгляд, его плюсы и минусы?

ЕГЭ - это экзамен в институт, который абитуриент сдает не в самом институте, а централизованно. Ряд институтов проводит параллельно собственные экзамены или собеседования, но большинство ВУЗов принимает на основе ЕГЭ.

В чем плюсы для абитуриента? Давайте по пунктам:

1. Еще до того как подавать документы, абитуриент может оценить свою реальную возможность поступить в тот или иной ВУЗ - как по проходному баллу прошлых лет, так и имея возможность оценивать свои шансы в реальном времени на протяжении всей приемной компании - так как в открытом доступе опубликованы списки - кто и с какими баллами подал заявку на поступление на эту специальность.

2. У абитуриента нет необходимости ехать подавать документы и сдавать экзамены в тот город, где находится институт - он может отправить документы по почте и сохранить серьезную сумму денег, которая для большого количества жителей провинции весьма и весьма существенна.

3. Абитуриент может подать документы в несколько институтов, и внутри каждого еще на три специальности, что увеличивает как шансы абитуриента получить бесплатное образование, так и шансы хорошего ВУЗа набрать действительно достойных студентов.

4. В задачах не может быть того, чего нет в школьной программе. Поверьте, это очень важно. Когда я училась в школе (в физ-мат школе!), физик, объясняя какую-то тему, сказал: "Внимание! Этого нет в школьной программе, но эти вопросы очень любят задавать на экзаменах в московских вузах." И один наивный чукотский юноша из одноклассников задал вопрос: "А как же поступать ребятам из обычных школ?" На что получил ответ: "В Тбилиси, например, не хватает 80-и тысяч рабочих, а в инженерах дефицита нет..." Увы, несмотря на все легенды о советском образовании, это было правдой - поступить в серьезный ВУЗ без репетиторов или спецшкол могли только настоящие самородки. Так же как и правдой было то, что поступление в институт можно было купить или устроить по блату - в мое время даже поговорка такая была - "поступать он будет в КПУ", что расшифровывалось как "куда папа устроит".

5. Теперь по поводу того, что экзамены по гуманитарным предметам не могут быть письменными. Нас в школе учили: не торопитесь идти отвечать на устных экзаменах. Прежде чем вы сядете отвечать перед экзаменаторами, у вас должен быть четко и подробно написанный ответ - потому что только с этим документом вы сможете, в случае, если вас завалят, подать на аппеляцию. Записывайте каждый дополнительный вопрос и ответ на него - только с этим документом вы сможете выйти на аппеляционную комиссию и задать вопрос о правомерности "дополнительных вопросов" если вы правильно и полностью ответили на вопросы билета. И здесь просматривается еще один плюс ЕГЭ - пожалуй я выделю его отдельным пунктом:

6. Абитуриента на экзамене невозможно срезать или завалить.


Теперь давайте поговорим о минусах ЕГЭ.

1. Его сложно, но можно купить. Действительно можно. Этим особенно славятся наши южные регионы. Но... Во-первых, они и до ЕГЭ покупали места в ВУЗах. А во-вторых, сегодня все институты в сентябре проводят так называемую "контрольную работу". Работа эта по закону никак не отразится на будущем студента - если у него в ЕГЭ стоит "пять", а контрольную он написал на "два" - его не отчислят, к нему не будут применять никаких репрессивных мер, поэтому здесь нет повода для коррупции, но есть возможность анализировать и делать выводы по поводу честности или компетенции эксперта, который проверял ЕГЭ.

Опять же, не просто так появились камеры в экзаменационных залах. Например, пару лет назад в одной из школ Солнечногорска детям было заявлено: "Давайте договоримся: мы не палим вас, а вы нас" - и они спокойно могли пользоваться интернетом и консультироваться со своими преподавателями. Сегодня это почти невозможно, Во избежание подобного в местах проведения экзаменов должны глушить интернет. Массовые несоответствия результатов ЕГЭ контрольным проверкам в ВУЗах - практически гарантированные неприятности руководителю территориального отдела образования. Кроме того, теперь каждую работу должны проверять два независимых эксперта, а если их оценка не сходится - проверяет третий, квалификация которого выше. Не знаю ко всем ли предметам это относится но для ЕГЭ по обществознанию это так. Есть и здесь нарушения, конечно. Знаю например что кое-где этих "независимых" сажают рядом, чтобы они могли прийти к консенсусу и не "отвлекать занятых людей", - но и в этом случае надо бороться именно с конкретным нарушением, а не отменять ЕГЭ в целом.

В общем, коррупция есть (а когда ее не было?), но с ней действтиельно воюют, и именно открытость ЕГЭ позволяет это делать.

2. Второй и очень существенный, на мой взляд, недостаток - некомпетентность тех, кто составляет задания. Когда моя дочь сдавала ЕГЭ по обществознанию, у нее были задачи, решение которых было неоднозначным - а это при подобных экзаменах недопустимо. И это одна из основных проблем, с которыми надо бороться. Более того, я думаю что после каждого ЕГЭ варианты заданий должна исследовать специальная комиссия и создатели неправильных или неоднозначных задач должны серьезно наказываться - как минимум отлучением от составления экзаменационных вариантов.

Такая же вопиющая некомпетентность встречается и у составителей школьных учебников. Когда я читала юридический блок школьного учебника по обществознанию... Даже не знаю как это описать - надерганные куски информации без нормальной базы - это было так, как будто детям начинают читать лекции по гнойной хирургии, не дав понятия об элементарной анатоми.

3. Третья и тоже очень существенная беда - истерия преподавателей, которые вдруг в 11-м классе осознают что их ученики экзамен не сдадут, а это сейчас оценка не только ученика, но и учителя - и начинают истерить, истерить, истерить, доводя до истерики и учеников. Первым учеником моей дочери был мальчишка, которого математичка за полтора месяца до окончания учебного года решила отчислить из школы - без аттестата! Только потому, что боялась, что он не сдаст ЕГЭ и испортит ей показатели... Надо, кстати, отметить что она была наказана - парень-то сдал, но в классе было шесть двоек.

Подытожу - в сегодняшнем ЕГЭ много, очень много недостатков, которые надо искоренять, но они компенсируются его достоинствами - это замечательный инструмент как определения качества образования так и открытости и прозрачности поступления в ВУЗы.

Ваше мнение?
Tags: ЕГЭ, образование, полемика
Subscribe

  • О Дне Знаний с печалью

    Моя дочка закончила школу шесть лет назад. Учителей, которых можно назвать Учителями, и которым низкий поклон, можно пересчитать по пальцам, даже…

  • Блудница на звере

    Попалась очень интересная статья. И несмотря на то что я была и остаюсь сторонницей капитализма (не голого капитализма а скажем по шведской или…

  • Немного геополитики: мой взгляд на войну 2008-го

    Зашла у нас речь о войне 2008-го года. И о виноватых в этой войне. Если мы будем говорить о самой войне - там все ясно. Грузия напала, мы спасли. А…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments